СТРЕСС
К сожалению, обычному человеку в наше неспокойное время весьма трудно и даже практически невозможно избежать ситуаций, которые приведут его к стрессу… Но всё-таки можно постараться уменьшить пагубное влияние окружающей нас обстановки и минимизировать последствия стрессовых ситуаций.
Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.
Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).
Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида.[ Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 1999.] Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.
Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые «стратегические» конфликты).
Еще Селье введением понятий «эустресс» и «дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс — положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс — эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был — положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он — неотъемлемый компонент существования.
Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.
Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.
2. Психологические признаки стресса
Психологические признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:
Эмоциональные признаки, они проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности.
Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.
Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание, появляется ощущение потери контроля над собой и ситуацией. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.
Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция — не более чем игра на публику, а иногда — убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.
Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними — уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.
Возникают трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное — его исполнить.
Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.
Стресс — это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.
Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть мигрени, повышенное давление, боли в спине, сахарный диабет, импотенция.
Что же является причиной возникновения стресса?
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).
Каковы первые признаки стресса?
Наиболее распространенными симптомами при стрессе являются:
Депрессия
Головные боли
Бессонница
Сексуальные нарушения
Быстрое сердцебиение
Медицинская помощь
Если симптомы стресса не проходят в течение нескольких недель, необходимо провести диагностическое обследование.
В случае отсутствия каких-либо явных физиологических причины стресса, рекомендуется обучающая психотерапия, которая поможет овладеть навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций и извлекать из них полезный развивающий опыт.
АНТИСТРЕСС-Система Старова –это антистрессовая методика управления различными психическими, физиологическими и энергетическими процессами человека. При полном сохранении инициативы, самоконтроля и интеллекта, ведущего к рациональной перестройке личности и достижения поставленной цели:
1. Повышение нервно-психической устойчивости в стрессовых и экстремальных ситуациях.
2. Повышение уровня сохранности и развития здоровья, уменьшения аварийности и травматизма.
3. Повышение качества и производительности умственного и физического труда.
4. Повышение качества учебы и сокращение сроков всех видов обучения.
5. Устранение психофизиологических причин отрицательного психолого-производительного климата на предприятиях и в организациях.
6. Повышение качества борьбы с вредными привычками, психологическими срывами, нервным и физическим переутомлением.
7. Профилактика нервно-психического напряжения и нервно-психических заболеваний.
8. Овладение собственными эмоциями, тренировка воли, памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой высшей Нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету — это именно те, вырабатываемые качества нервной системы, в которых нуждается каждый человек
1. Базовый курс
Базовый курс является 1 ступенью обучения по каждому направлению
Цели обучающей программы
(в результате обучения участники получат):
- Навыки антистрессовой подготовки к предстоящим ситуациям.
- Умение выбирать наиболее эффективные решения в сложных ситуациях.
- Способность подключать внутренние ресурсы для достижения желаемых целей.
- Умение быстро адаптироваться к новой обстановке, деятельности.
- Способность преодолевать психологические барьеры в умственной и физической деятельности; уверенность в себе.
-Возможность повышать волевые и восстановительные качества, профессиональное мастерство, раскрывать у себя творческие ресурсы.
Базовый курс состоит из 3-х специальных учебно-реабилитационно-тренировочных занятий.
Первое занятие «Эспресс-реабилитация» посвящено разгрузке от накопившегося стрессового напряжения в комплексе с обучением навыкам самостоятельного снятия стресса и ускоренного восстановления умственных и физических сил.
На втором занятии «Антистрессовая подготовка» вырабатываются навыки повышения психологической устойчивости применительно к предстоящим стрессовым ситуациям (переговоры, выступления, презентации, соревнования, экзамены, решение конфликтных ситуаций).
На третьем занятии «Формирование навыков и закрепление» вырабатываются навыки самостоятельного решения различных психологических проблем, возникающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.
Программа учебно-тренировочного занятия по Методу «Ключ»:
- Тестирование исходного функционального состояния участника обучения с помощью Ключевых приемов, выявляющих уровень внутреннего напряжения.
- Разгрузка психофизиологического состояния от синдрома нервных напряжений.
- Индивидуальный анализ проблематики с учетом тестирования.
- Определение задач в области психологического здоровья и профессиональной деятельности.
- Индивидуальный подбор Ключевых приемов и выработка с их помощью навыков для самостоятельного снятия стресса в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.
2. «Управление стрессом и повышение эффективности работы»
(Стресс-менеджмент)
Для руководителей и менеджеров
Цели обучающей программы
(в результате обучения участники получат):
- Умение управлять своим состоянием.
- Умение контролировать страх.
- Возможность нормализовать сон.
- Умение успешно преодолевать стрессовые ситуации.
- Способность находить выход из тупиков.
- Умение вырабатывать навыки решения психологических и профессиональных проблем в соответствии с личными целями обучающихся.
- Умение моделировать межличностные отношения.
- Улучшение психологического микроклимата в коллективе.
3. «Психологическая устойчивость в переговорном процессе»
Для руководителей и менеджеров
Цели обучающей программы
(в результате обучения участники получат):
- Способность в ответственных ситуациях мгновенно «форсировать» чувство уверенности в себе.
- Умение легко «обезоруживать» оппонентов в ходе дискуссий, дебатов, споров.
- Навык полной концентрации независимо от отвлекающих факторов вокруг Вас, применение этого навыка для улучшения Ваших результатов в переговорном процессе.
4. «Эффективность в проведении презентаций, семинаров и тренингов»
Обучение бизнес-тренеров
Цели обучающей программы
(в результате обучения участники получат):
- 100 % уверенность в себе при проведении презентаций, семинаров и тренингов.
- Умение контролировать внимание аудитории.
- Способность мгновенно приводить себя в состояние покоя независимо от того, в каких условиях Вы находитесь и от уровня стресса.
5. «Антистрессовая подготовка без отрыва от деятельности»
Для работников производства
Цели обучающей программы
(В результате обучения участники получат):
- Оценивать уровень собственного нервно-психического напряжения.
- Снижать стресс и утомляемость без отрыва от деятельности.
- Контролировать страх, регулировать рабочий тонус.
- Восстанавливать положительный эмоциональный уровень и повышать работоспособность.
6. «Женская привлекательность»
Цели обучающей программы
(в результате обучения участники получат):
- Как управлять своим внутренним потенциалом скрытых возможностей и способностей в зависимости от своих личностных задач и профессиональных целей, карьерной успешности.
- Как раскрыть творческие способности в искусстве, общении, бизнесе.
- Как гармонизировать отношения в семье.
- Как успешно выходить из любых конфликтов.
- Как самостоятельно расслабиться и снять напряжение.
7. Для детей и подростков
Групповые и индивидуальные занятия для детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет. Курсы обучения методу «Ключ» доктора Х.М.Алиева проводятся поэтапно:
1 этап. Антистрессовая подготовка:
а) нарушение сна,
б) гиперактивность,
в) нервные тики,
г) неустойчивое внимание,
д) резкие перепады настроения.
2 этап. Раскрытие внутренних резервов:
а) умение управлять своим организмом,
б) навык снимать зажатости,
в) способность управлять своим настроением,
г) выявлять и улучшать желаемые качества, черты характера и свойства личности.
8. «Как быстрее снять стресс, восстановить силы и подобрать «Ключ к себе» по Методу «Ключ» Хасая Алиева»
Программа группового семинара
1 занятие «Быстрое освобождение от стресса»
Практика. Тренинг применения «Шкалы стресса» для оценки своего психологического cостояния.
Тренинг применения «Ключевого стресс-теста» для оценки своего психофизиологического состояния.
Теория. Обучение «Ключевым» управляемым идеомоторным приемам для гармонизации внутреннего состояния.
Практика.Тренинг применения «Ключевых» приемов для быстрого снятия стресса и восстановления сил.
Оценка эффективности. Оценка положительных результатов с помощью «Шкалы стресса», «Ключевого стресс-теста» и субъективных самоотчетов.
Теория. Обсуждение методик быстрой психофизиологической разгрузки, методики антистрессовой подготовки к предстоящим стрессовым ситуациям (переговорам, соревнованиям, экзаменам и т.д.).
«Домашнее задание»:
- рекомендации для самостоятельного использования «Ключевых» приемов саморегуляции,
- формулирование личностной проблемы для ее решения на 2-м занятии с помощью «Ключа».
2 занятие «Повышение творческих и восстановительных качеств»
Теория. Аналитическое обсуждение эффективности самостоятельного применения «Ключевых» приемов саморегуляции.
Рекомендации — «Ключевая схемотехника» — для индивидуального подбора приемов саморегуляции с использованием «Комплекса дополнительных ресурсов».
Практика. Тренинг подбора индивидуальных приемов и выработки навыков саморегуляции.
Теория. Обсуждение методик повышения эффективности обучения, лечения с помощью «Ключа».
Практика. Тренинг использования навыков саморегуляции для решения различных личностных и профессиональных проблем.
Теория. «Домашнее задание»:
рекомендации для самостоятельного решения различных психологических проблем с помощью «Ключа».
9. Система Старова «КЛЮЧ Саморегуляции» к управлению своим психологическим состоянием
для специалистов и сотрудников специальных подразделений
Безопасность и даже жизнь многих людей, да и самих профессиональных телохранителей и охранников, часто зависит не только от их физической подготовки, умения быстро обезвредить злоумышленника, защитить от удара или пули охраняемое лицо, но и от нервного состояния, внутренней собранности, способности сконцентрировать силы и направить их в нужное русло.
Для того чтобы в нужный момент снять или ослабить стрессовое напряжение, мобилизоваться, преодолеть страх или психологические барьеры, необходимо научиться управлять своим состоянием. Получить доступ к управлению сложными психическими реакциями человека можно путем освоения приемов мысленного управления рефлекторными реакциями организма.
В качестве такого временного посредника между сознанием человека и его организмом используются специальные идеорефлекторные приемы — автоматические движения, возникающие рефлекторно в ответ на их образное представление.
Программа обучения предназначена для начальствующего состава и сотрудников специальных подразделений, командиров сводных отрядов и сотрудников органов внутренних дел, а также психологов и специалистов подразделений по работе с личным составом.
Цели обучающей программы:
- Умение управлять своим состоянием;
- Умение контролировать страх.
В результате обучения участники получат:
- Способность в ответственных ситуациях мгновенно «форсировать» чувство уверенности в себе;
- Навык полной концентрации независимо от отвлекающих факторов вокруг Вас;
- Навык повышать свою работоспособность и быстродействие мышления;
Навык повышать восстановительные возможности сна и иммунную защиту организма.
Семинары-тренинги на местах Силы-это новая форма обучения антистрессовым методикам. Это прекрасный отдых в живописном месте в кругу единомышленников. Это возможность отвлечься от повседневных забот и более тщательно проработать вопросы, которые вас волнуют. Это замечательное настроение и возможность обретения новых друзей
ДУХОВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
ПОХОДЫ ПО МЕСТАМ СИЛЫ
Занятия направлены на формирование целостной личности на основе триединства сил – РАЗУМА, ТЕЛА и ДУШИ. Наши занятия – синтез теории и практики, предполагающий самостоятельное развитие на основе приобретаемого Вами опыта.
Бесконтактный Бой это глубоко самобытная, энергоинформационная система, основанная на многовековом опыте славянского народа, а также древнерусских прикладных и оздоровительных систем. Предлагаемая методика гармонично накладывается на антропометрические, психофизические и эмоциональные особенности европейцев. Славянская гимнастика «Русский Стиль» гармонично развивает в человеке Три Единство Сил: Душа-Тело-Разум. Обладает идеомоторным (энергоинформационным) аспектом –успешной коррекции физического тела, усиления мощности индивидуальной энергетики и осуществления на практике здорового образа жизни. Она, во многом схожа с другими восточными практиками. Однако является совершенно иной, своеобразной системой оздоровления.-саморазвития и самозащиты.
Эта система включает в себя – оптимизацию образа жизни и питания, лечебная и оздоровительная дыхательная гимнастика, использование целебных природных факторов, специальный массаж и другие методы мануального воздействия, применение лекарств, созданных на основе природных лечебных средств растительного, минерального и животного происхождения, что резко уменьшает риск их негативного воздействия. предлагает вернуться к природному образу жизни, жизни в гармонии с природой, следуя ее естественным циклам.
К ним относятся:
• правильное питание и мероприятия, направленные на очищение организма от токсинов;
• закаливание холодом;
• закаливание жаром (баня);
• динамические упражнения.
Бесконтактный бой «Русский Стиль»-– это прежде всего школа духовного, физического и интеллектуального здоровья, путь гармонии с самим собой и окружающим миром
Бесконтактный Бой— это энергогармонизирующая оздоровительная, древнерусская система психофизических упражнений.
Русский Стиль является профилактическим, лечебным и оздоровительным разделом древнерусских боевых практик и уходит корнями в глубокую древность.
Оздоровительная Система Славянской гимнастики Русский Стиль помогает решать вопросы самосовершенствования, так как ее непременными требованиями являются самореализация, самозакаливание и гармонизация всей деятельности человека. Содержание Славянской гимнастики многосторонне: это физические упражнения, методы дыхания и психотерапии, а также особый процесс сознательной деятельности, направленной на развитие и укрепление тела и психики человека.
В качестве объекта Славянской гимнастики выступает собственно тело человека, ориентируясь на состояние которого, можно путем сознательной саморегуляции физической и психической деятельности исправлять соответствующие нарушения.
Практики, подобные Славянской гимнастике, существуют у многих народов. Наибольшей известностью пользуются китайский цигун и индийская хатха-йога, являющиеся весьма эффективными системами оздоровления.
Точное место и время сбора обозначается после получения заявки от 1 до 3 дней обучения.
Место проведения
Тверская обл. «Нектариева Пустынь»
По трассе Москва – Санкт-Петербург (М10), затем поворот налево у указателя на «д. Новинки» (187 км.) – от поворота до базы 8 км. Проезжаем следующие населенные пункты: Савино, поворот на деревню Сухой Ручей, далее ( бывший пионерский лагерь Хибины) Нектариева Пустынь- святые места на берегу реки Тьмы, сосновый бор, рыбалка, охота.