«Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на четыре группы:
Природа человека Смысл воспитания Основные представители
Безусловно позитивная Помощь в актуализации Концепции К. Роджерса, А. Маслоу
Условно позитивная Помощь в выборе Экзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала
Нейтральная Формирование, коррекция Бихевиоризм, большинство подходов в советской психологии
Повреждённая Исправление, компенсация Классический фрейдизм, представители ортодоксальной православной психологии
Личностным ростом является процесс расширения внутренней свободы — актуализация личности.
Следствием актуализации является:
Нивелирование репрессирующей функции Супер — Эго
Рост креативности (творческих способностей)
Глубокое принятие себя и реальности «такой, как она есть»
Рост толерантности (терпимости к чужим убеждениям)
Независимость от социальной среды, чужих мнений и текущих этических представлений
Стремление к новизне и открытость новому опыту
Непосредственность и естественность поведения
Переход от рангового типа взаимоотношений к комплементарному (взаимодополняющему)
Раскрепощение воли к власти
Чувство глубокой уверенности в себе
Существует еще ряд качеств. Актуализация необходима людям, ставящим перед собой серьезные жизненные цели, и желающим их достигнуть. Процесс актуализации предполагает глубокую систематическую работу над собой как на психическом, так и на ментальном (умственном) уровнях. Для этого необходимы достаточная мотивация и способность к рефлексии. Определено само понятие «личностный рост», которое дефинируется как целенаправленная работа над совершенствованием своих личностных качеств и включает самопознание, самопобуждение, программирование личностного развития и самореализацию.
Для чего люди идут на тренинги? Чтобы получить изменения. Желательно, к лучшему, — тогда это рост (если к худшему, то это деградация). И если эти хорошие изменения происходят с личностью человека, тогда мы можем говорить о личностном росте. Личностный рост — это повышение способности человека управлять самим собой. Цель личностного роста — сделать личность более зрелой как в отношении человека к самому себе, так и в контактах с окружающим миром. Личностный рост не равен физическому взрослению, он не измеряется в годах, и преклонный возраст не приносит автоматически личностную зрелость, возрастные критерии здесь не действуют.
Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: целеустремленность, самостоятельность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность.
Но эти черты заложены в каждом из нас, а вот осуществятся ли они, — это зависит от условий, которые будут способствовать их проявлению. Главный закон личностного роста можно сформулировать так: если есть соответствующие условия, то в человеке запускается процесс саморазвития, тот внутренний потенциал, который сделает личность более зрелой. Причем потребность в личностном росте является внутренней потребностью человека, а не навязывается ему извне, и этому невозможно научить. Созданием таких условий и занимаются на различных тренингах личностного роста.
Как же отследить, есть личностный рост или его нет? Происходит ли он на тренинге или нет? Существует ряд критериев, внешних и внутренних, видимых со стороны или заметных самому человеку. Субъективные признаки следующие:
Принятие себя. Это означает безусловную любовь к себе и признание себя такого, какой есть, веру в себя и свои силы, доверие к своему организму и природе.
Открытость внутреннему опыту переживаний. Это умение слушать свой внутренний голос и не искажать его, не выдавать желаемое за действительное, а также — не заглушать неприятного. Это внимательность к себе и искренность с самим собой.
Ответственная свобода. Это выбор жить так, как ты хочешь, и принятие на себя ответственности за свой выбор быть именно таким. А также это способность опираться на свои собственные оценки и мнения, независимость от суждений других людей.
Целостность. Это принятие своей личности во всем многообразии ее проявлений, всех своих частей и ролей как единого целого, и отсутствие рассогласованности между чувствами и разумом, организмом и личностью. «Я бываю разным, и это всё — я».
Динамичность. Это способность, не теряя целостности, быть открытым изменениям и гибко разрешать возникающие противоречия. Постоянный рост и изменение личности есть способ ее существования. Зрелая личность никак не может быть застывшей, неизменность означает регресс, а постоянное движение и развитие — атрибут личностного роста.
К объективным, направленным вовне, критериям личностного роста можно отнести:
Принятие других. Основное качество личностно «взрослого» человека, зрелой личности, — это великодушие, принятие других людей со всеми их недостатками, умение прощать несовершенство человеческой природы. Это уважение к своеобразию другого человека и признание его права быть таким, каков он есть. Также это ощущение глубинной связи и общности всех людей между собой.
Понимание других. Зрелая личность свободна от предрассудков и стереотипов, она воспринимает окружающую реальность адекватно и в полной мере, без преломления через призму собственного опыта. Важнейшая особенность — способность к эмпатии и глубокому сопереживанию другим людям.
Социализированность. В процессе личностного роста человек становится более открытым и естественным, стремится к гармоничным контактам с другими людьми и внешним миром, гибко преодолевая возникающие противоречия.
Творческая адаптивность. Это готовность смело и открыто встретить все многообразие мира, не упрощая его, а используя весь свой творческий потенциал для продуктивной жизни в нем.
Нужно отметить, что реализация хотя бы одного из условий личностного роста автоматически запускает осуществление и других критериев, а значит и всего целостного процесса взросления личности. Так что процесс личностного роста можно начинать с того, что более легко и созвучно вашей натуре.